Дайв-тур Приглашаем старых и новых друзей. Дайвинг сафари с 24 апреля по 1 мая. С 1 по 8 мая (осталось 5 мест). Маршрут - Юг Красного моря.

Базилика Святого Димитрия

 

На северо-востоке от  амфитеатра древней Агоры города Салоники (Фессалоники), на руинах  городских бань римской эпохи, там, где в 303 году был заключён в темницу и замученофицер римской армии - блаженный Димитрий, стоит храм, посвящённый памяти Святого великомученика Димитрия Мироточивого - покровителя города Салоники.

Согласно текстам «Мученичества св. Димитрия», Святой Димитрий был здесь же тайно захоронен.

В связи с тем, что «было засвидетельствовано много случаев исцеления в этом месте», христиане после 313 года построили здесь небольшой молитвенный дом. В середине V века епарх Иллирии Леонтий, в благодарность за исцеление от болезни с помощью Святого Димитрия, «выстроил досточтенный храм мученика» - трехнефную базилику. Тогда же был сооружён и киворий, считавшийся усыпальницей Святого. 

Примерно в 620 году базилика Леонтия сгорела. Сразу же после этого епископ города Салоники совместно с епархом Леонтием и при содействии горожан и чужестранцев восстановили храм в его первоначальном виде, сохранив оставшиеся элементы от предыдущего строения. Так была построена великолепная пятискатная  базилика с поперечным нефом, нартексом и ярусной комнатой.

Гробница Святого Димитрия в настоящее время находится в северо-западном углу храма. Предполагается, что она  стоит здесь ещё с раннехристианских времён. 

В 1423 году Салоники заняли венецианцы. От эпохи венецианского господства в храме осталась гробницасалоникского вельможи Луки Спандуни, которая находится в северо-западной части центрального нефа, и относится к 1481 году, представляя собой типичный образец итальянского Возрождения.

В 1493 году, во время османского владычества, храм Святого Димитрия был превращён в мечеть, названную Касымие Джами; мозаики и фрески были скрыты под штукатуркой. Почитание Святого Димитрия было ограниченосеверо-западной частью храма (сегодня это придел Святого Димитрия), куда из кивория был перенесён саркофаг Святого.

В 1907 г. стены храма были расчищены от штукатурки, раскрыты мозаики и фрески, проведена фотофиксация внутреннего убранства.

В 1912 году, после освобождения Салоник от турецкого господства, церковь была передана православному христианству, где по сей день свершается церковное богослужение.
 

Интерьер храма 
Храм Святого Димитрия был отделан мрамором, мозаикой и фресками, но пожар 1917 года лишил его первоначального блеска. В настоящие дни в нартексе (притворе), в центральном нефе и на некоторых сводах колоннады локально сохранилась мраморная облицовка и разноцветная мраморная мозаика V и VII веков. Колонны и капители храма относятся как к первоначальной базилике V века, так и к древним городским постройкам. Мраморный иконостас, престол епископа с престолом алтаря, а также амвон представлены в своём первозданном виде.

В катастрофическом пожаре 6 августа 1917 года, опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик. Целиком сохранились южная аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта (поперечного нефа) и апсиды, а также большинство колонн и капителей и частично мраморная облицовка.

Современный вид храма является результатом восстановительных работ, с использованием древних фрагментов, которые были начаты в 30-х годах под руководством архитектора А. Захоса (1872-1939 гг.) и  завершены в 1948 году.Сохранены все неповреждённые пожаром части и артефакты, относящиеся к этапам строительства V и VII века;остальные восстановлены в их первоначальном виде.

На западной стене центрального нефа и двух столбах  алтаря сохранены одиннадцать мозаичных композиций мемориального характера. Они датируются V, VII и IX веком.

К середине V века относятся композиции, принадлежащие еще старой базилике епарха Леонтия. Это «Подношение детей Святому Димитрию» и «Святой Димитрий с ангелом». К этому же периоду относятся мозаики северной колоннады, посвящённые Святому Димитрию и Панагии, которые были разрушены пожаром 1917 года. Сохранена только часть молящегося Святого Димитрия и павлин, выставленные в городском музее Византийской культуры.

Седьмому веку принадлежат мозаичные полотна на юго-западном столбе, изображающие Святого Димитрия с ктиторами, Святого Димитрия с одним священнослужителем, а также композиция с изображением Святого Сергия.

Композиции северо-западного столба представляют Святого Георгия с двумя детьми и молящегося Святого Димитрия, в то время как сюжет с Панагией вместе со Святым Феодором на том же столбе датируется IX  веком.

Композиция с изображением Святого Димитрия с четырьмя клириками на западной стороне центрального нефапринадлежит VII  веку. Мозаичные композиции с сюжетами мученичества и чудотворства Святого Димитрия украшали южный проход храма, так называемым, «ксилон» (то сделанным из дерева). 

В связи с полным уничтожением настенной росписи, украшавшей храм, до наших дней дошли только несколько сюжетов. Самый важный из них представлен в так называемой исторической фреске на южной стене, которая восходит к началу VIII  века и изображает, как видно, триумфальный въезд  Юстиниана II в Салоники в 688 году. 
 

Крипта 
Под  поперечным нефом храма находится крипта, то естьвосточная часть римской бани, где в византийский период била ключом святая вода и святое миро св. Димитрия.

В наши дни крипта является музеем и хранит в себе археологические коллекции. Центром особого почтения Святого Димитрия  было центральное полукруглое пространство крипты с пятью конхами и тройной цистерной, где, согласно преданию,   «текущее целебное миро реки питало», то есть цистерны, в которые, в эпоху правления Палеологов, стекало чудодейственное миро Святого.

Вход для верующих был прямо с улицы, с восточной стороны храма.   При преобразовании церкви в мечеть, использование крипты было упразднено, а православным был сохранён доступ для поклонения  Святому Димитрию в северо-западной части храма.

Крипта была закопана, чтобы снова увидеть свет после пожара 1917 года.  

Придел Святого Евфимия

К югу от алтаря базилики Святого Димитрия в средневизантийский период была пристроена церковь Св. Евфимия.Речь идёт о маленькой трёхскатной базилике с приподнятым центральным нефом и архаичными чертами, которые позволяют отнести возведение церкви к концу IX - началу X века.

В 1303 году, как гласит ктиторская надпись на северном нефе, расположенная между двумя рядами настенной росписи, церковь была украшена фресками за счёт протостратора Михаила Главы Тарханьотиса и его супруги Марии. Художник заполнил настенную поверхность  двумя непрерывными рядами росписи в миниатюрной форме, где святые представлены во весь рост. Здесь представлены также и сцены из двунадесятых праздников, жизни и чудесах Иисуса. Сцены из жизни Святого Эфвимия украшают северную стену, в то время как житийные циклы занимают поверхность алтаря. 

Несмотря на сильные повреждения, настенная роспись донесла до нас дыхание Возрождения эпохи Палеологов. Объёмность образов, выразительные и динамичные телесные пропорции, техника написания портретов, напряжение и тревога, выраженные в глазах - всё говорит о том, что это работа кисти талантливого живописца такого уровня, как салоникский художник Мануил Панселинос (XIV век).

источник: grekomania.ru

для гурманов
Приглашаем Вас в дайвинг тур на корабле класса люкс Valerie по Красному морю.
подробнее
Погода
Информация о погоде в различных странах для тех, кто собирается в дайвинг тур или сафари.
посмотреть
Места
Лучшие места для дайвинга. Посмотрите обязательно перед тем, как выбрать тур.
смотреть места
Направления
Наши направления дайвинг туров. Выберайте место по душе и делайте заказ.
подробнее
special plus 5w 40 vw audi special plus 5w 40
 
Сигнал поворота купить запчасть 1U0949127 Skoda Audi Volkswagen Seat
 
bitcoin mixing
 
mp3 free songs downloader